Контрольная работа. Вариант 21

Задание 1. Дать развернутое определение категории "намерение" и понятия "гуманизм".

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.
Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного...Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..." Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.
Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. В древнеегипетской культуре все погружено в атмосферу религиозности, но вместе с тем все одновременно имеет мощные корни в глубинах чистой человечности.
Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс ( от фр. renaitre - возрождаться ) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы- буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм.
Латинское понятие «humanitas» тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.
Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.
Важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма - тенденция к обожествлению человека.
Эпоха Возрождения, сменившая средневековье, «надстроила» христианскую этику и способствовала дальнейшему развитию гуманизма.
Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

НАМЕРЕНИЕ — мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение каких–либо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы.
Словарь Ожегова даёт следующее определение намерения:
Предположение сделать что-нибудь, желание, замысел. Иметь намерение. Без всякого намерения (без определённой цели, неумышленно). Благие намерения (ирон.)
Каббала - это наука о намерении, о том, как устремить сердце человека к Высшему и ради Высшего.

Задание 2. Написать свободную предметную рецензию на художественное произведение: А.П.Чехов "Рассказы" (выбрать самостоятельно несколько рассказов).

Рассказ «Толстый и тонкий» (1883 г.). Словно простая зарисовка общественных нравов. Случайная встреча Толстого и Тонкого, которая вряд ли повториться. Их механическое подчинения неписаным законам иерархии устойчиво. Порочный социальный опыт оказался сильнее личных симпатий. Тем не менее в этом рассказе отражено не только ущербное явление. Чехов рассказывает об исходных, природных возможностях человека. В мире зла и насилия они оттеснялись неизменными навыками и всё-таки продолжали существовать. По сравнению с ними даже утвердившиеся общественные порядки теряют свою непоколебимость, ведь они сохранили не одну лишь память о детстве, но и способность к живому, заинтересованному общению. Но этот позитивный момент гаснет мгновенно: их душевный мирок тяготит к внешней атрибутике. У Тонкого – в подобострастные поклоны высшему чину. У Толстого – в кичливое презрение к низшему. Оба предстают в одинаково смешном и ничтожном виде. А внутри остаётся горькая мысль о растрате здоровых человеческих чувств и стремлений.
Рассказы так называемой «маленькой трилогии»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898) — известны, наверное, широкой массе людей. Беликов с его калошами, зонтом, темными очками стал символом трусости и фискальства. Фраза из «Крыжовника»: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар...» — постоянно повторяется. К сожалению, далеко не всегда эти произведения воспринимаются во всей их глубине и авторской печали. Чаще в Беликове и обладателе поместья с крыжовником видят сатирические шаржированные фигуры, противопоставленные другим действующим лицам.
Истории о разных формах «улиточного» существования рассказывают друг другу Буркин, Чимша-Гималайский, Алехин. Общими героями и темой объединены части «маленькой трилогии». Есть иные связи между ними. Внимание сосредоточено не столько на содержании истории, сколько на раздумьях рассказчиков. А конкретные факты, освещенные в процессе их постижения, получают широкое истолкование. Позиция трех героев-повествователей оценивается и как бы со стороны — в коротких концовках произведений. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» сближены концептуально и композиционно. Но в каждом — неповторимый путь человека к правде.
В «маленькой трилогии» Чехова воплощен образ города. Горожане как будто спокойны, лишены каких-либо преступных поползновений, доброжелательны. Между тем их существование настолько однообразно, скучно, обыденно, что оно не совместимо с понятием «жизнь». Судьба человека в таких условиях остро интересовала писателя. На эту тему написан и рассказ «Ионыч» (1898).
Отраженная здесь провинциальная обстановка во многом напоминает ту, над которой посмеивался Буркин. Но в «Ионыче» отсутствуют любые, даже уродливые исключения. Герой поставлен в низменные, каждодневно повторяющиеся обстоятельства. Как в них чувствует себя средний интеллигент? Об этом размышляет Чехов. Причем речь идет не о кратком моменте, а о большом периоде пребывания Дмитрия Ионыча Старцева в городе С. Поэтому особое значение в повествовании приобретает образ времени.
Сочетание душевной взволнованности и сугубо бытовых занятий или соображений кажется алогичным. Но так проявляется чеховская ирония по поводу неустойчивых «возвышенных» чувств. Вообще, не даром рассказ о влюбленном Старцеве постоянно сопровождался указанием на чисто материальные радости: обеды с обильным столом, клубные ужины и т.д. Все это герой принимает как должное.
Рассказ позволяет увидеть краски истинной красоты, услышать чарующие звуки. Нелепо шумный дом Туркиных не заслоняет поэзии «старого тенистого сада, где весной пели соловьи», «цвела сирень»... Ночное кладбище, куда вызвала на свидание Старцева Котик, таит нечто неповторимое: «так мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, ... в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную».
Конкретное поведение Старцева обычно, неинтересно. Но он обладает потенциальными возможностями человека. Не в реальных отношениях с Котиком, а в глубинах его души, сознания таятся силы. Лишь однажды прорываются они могучим всплеском. Подчиняясь красоте лунной ночи, раздумьям о таинствах жизни и смерти, «ему хотелось закричать, что он хочет, что он жаждет любви во что бы то ни стало». Такая жажда обладала небывалой энергией, которая очень скоро, однако, угаснет. Поэтому в иронический тон повествования неожиданно врываются ноты философической грусти и сожаления. Слова Старцева об ожидании любви звучат обобщенно, как знак неприятия серой, однотонной действительности.
С точки зрения этики мы можем увидеть примеры разных категорий этики в рассказах Чехова.
Так, например, в рассказе «Толстый и Тонкий» мы видим пример категории «достоинство и честь». Тут у Тонкого и вовсе нету своего достоинства и чести и узнав, что Толстый занимает высокий пост, Тонкий начинает подхалимничать.
А в рассказе «Человек в футляре» на примере Беликова мы видим человека, который очень беспокоится о мнении других о его поступках. Он старатся быть очень ответственным и справедливым. Но из-за его дотошности к нему окружающие люди относятся не очень хорошо. И мы видим, что даже после его смерти люди не очень расстроились, а скорее просто вздохнули свободно.
В рассказе «Ионыч» мы видим Ионыча, который на протяжении рассказа заботится в основном только о деньгах. И его действия направлены как правило себе же во благо. А Котик же в начале рассказа явно завышала свои достоинства считая себя великой музыкантшей, но спустя какое-то время она повзрослела и уже осознала, что она не великая музыкантша.

Задание 3. Выполнить задание и разработать несколько пунктов программы профессионального самосовершенствования.

К рассмотрению предлагаются несколько традиционных правил организаторской работы, способствующих развитию управленческих качеств будущих профессионалов:
Получив задание, разберись в нем.
Не пренебрегай опытом других - он твой помощник. Учитывай возможности членов рабочей группы.
Определи, что может тебе понадобиться в работе. Составляя план ее, не строй воздушных замков, исходи из реальных возможностей.
Задание должно быть понятно каждому работнику. Разъясни, что каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.
Обеспечь взаимодействие, взаимосвязь, согласованность. Обеспечь внешние связи.
Добейся общего и персонального контроля и проверки исполнения на всех этапах работы. Не ослабляй напряжения на завершающем этапе работы.
Объективный итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем.
Которые из этих традиционных организационных правил Вы считаете приемлемыми для современного производства? Какие правила и почему, по Вашему мнению, подойдут для управления работниками процветающей современной фирмы? Дополните список правил, учтя интересы работника, обоснуйте Ваш выбор.

Из перечисленных выше организационных правил, я считаю, можно все применить к современному производству. Единственное, что мне не ясно – это пункт «не ослабляй напряжения на завершающем этапе работы». Я считаю, что напряжения быть не должно в успешной компании. Задача хорошего менеджера – это сделать рабочий процесс интересным и увлекательным для каждого сотрудника. А создавать напряжение, мне кажется, не стоит.
Дополнить эти правила можно следующими:
Сделай так, чтобы каждый сотрудник относился к проекту, как к своему собственному.
А так же я бы учёл необходимость в качественной мотивации сотрудников.
Я считаю, что целесообразно, чтобы в современной процветающей компании существовала система бонусов для сотрудников. Бонусы должны быть не только как премия к заработной плате, но и, возможно, «тортики» в честь запуска того или иного проекта (в данном случае я, видимо, рассматриваю частный случай, связанный с компанией, где я работаю).
Так же для поднятия эффективности работы сотрудников можно применять такой приём, как привлечение к принятию решений сотрудников нижнего звена. Т.е. управленческому составу предприятия стоит интересоваться у простых рабочих о том, как они оценивают построение рабочего процесса, а так же на предмет возможных усовершенствований рабочего процесса. Целесообразность такого подхода обуславливается тем, что никто не видит достоинства и недостатки рабочего процесса лучше, чем сам работник.
Ещё один из возможных способов поощрения сотрудников – это полная или частичная оплата разного рода тренингов, курсов, обучающих конференций, спортивных залов и т.д. С точки зрения работодателя, я бы, наверное, оплачивал половину стоимости такого рода мероприятий для своих сотрудников. Тем самым сотрудник бы не расслаблялся и серьёзнее к этим мероприятиям (особенно если они обучающие) относился. Т.к. он тоже за них платит часть суммы.
Также эффективно проводить тренинги внутри компании. Чтобы сами сотрудники делились между собой опытом. Можно и заранее давать кому-то из сотрудников задание и время на изучение какой-либо новой технологии, которую компания, возможно, планирует внедрять или уже этим занимается. Обмен опытом между коллегами – это, как правило, эффективнее, чем приглашать человека со стороны для обучения своего персонала. Обусловлено это тем, что «человек со стороны» не будет знать тонкостей рабочего процесса и специфики работы этой компании. А если компанию организовывает курсы иностранного языка для своих сотрудников, то тут, конечно, надо приглашать преподавателя.